Подразделение "Дельта". Операция "Орлиный коготь", немного про спецназы. |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Подразделение "Дельта". Операция "Орлиный коготь", немного про спецназы. |
25.1.2010, 17:34
Сообщение
#1
|
|
Генерал-майор Группа: Пользователи Сообщений: 1363 Регистрация: 5.2.2008 Из: Москва Пользователь №: 22 |
Отряд «Дельта». Тегеран, апрель 1980. Провал операции «Орлиный коготь».
В конце 70-х годов подразделения спецназначения добились больших успехов в борьбе с террористами различного происхождения, но наименее удачливыми оказались американцы, которые не смогли прервать цепь провалов, тянувшихся с времен вьетнамской войны. Создание элитного соединения "Дельта форс" злые языки считали следствием влияния Голливуда, поскольку этот отряд "никогда с толком не применялся". НАЧАЛО. После падения режима шаха Реза Пехлеви, который считался верным союзником США, власть в Иране захватил аятолла Хомейни. Шах благополучно переселился в США и этот факт вызвал народное возмущение. На место свергнутого режима иранского шаха пришел режим ортодоксальных мулл, которые объявили США "царством Дьявола". В такой атмосфере 4 ноября 1979 г. толпа студентов-фанатиков, называвших себя "сторонниками линии имама Хомейни", то ли при молчаливом попустительстве, то ли при активной поддержке исламской милиции, захватила здание американского посольства. 52 гражданина США, в том числе две женщины - весь его персонал, а также состоявшая из морских пехотинцев охрана, - оказались в заложниках, всего 66 человек. Иранские власти через несколько месяцев отпустили 13 заложников, но за освобождение 53 оставшихся потребовали возвращения имущества шаха, вывезенного за границу и выдачи в Иран самого шаха Реза Пехлеви, лечившегося в США. Иранцы хотели поставить своего бывшего властителя перед Революционным трибуналом. Это событие взволновало американское общественное мнение - мировая держава оказалась бессильной и могла лишь начать унизительные переговоры. Они длились (с учетом неоднократных перерывов) 444 дня и, хотя закончились, в конце концов, освобождением заложников, представляли собой очередное поражение американской политики на Ближнем Востоке. Через 48 часов после захвата посольства полковник Чарльз Бекквит был вызван в Вашингтон, где получил приказ разработать несколько вариантов спасательной операции. Ближайшая дружественная авиабаза находилась в Турции на расстоянии 700 км к северо-западу от Тегерана. Планирование операции осложнялось тем, что Тегеран находился в глубине иранской территории, на значительном расстоянии от дружественных США стран. Заложников удерживали не в аэропорту, что сильно затрудняло их эвакуацию. Разведывательная деятельность осложнялась многолюдностью Тегерана, обилием исламских военных и милиции в районе посольства. Следовало соблюдать режим строжайшей секретности и избегать любой утечки информации. 8 апреля 1980 года, после провала переговоров об освобождении пленников, дипломатические отношения, уже фактически замороженные, между США и ИРИ были разорваны официально. Это не означало войну, но руки у администрации президента Картера оказались развязаны. Отряд войск специального назначения "Дельта" привели в полную боевую готовность. Первоначальный план предусматривал проникновение с территории Турции на колесном транспорте, но от него пришлось отказаться из-за политических сложностей и риска всевозможных случайностей. Решено было использовать вертолеты. Еще в декабре 1979 года был сформирован отряд спецназа и начались тренировки. Занятия шли весь март. И 16 апреля 1980 года Объединенный Комитет начальников штабов дал "добро" на проведение операции. С 19 по 23 апреля спецназовцев перебросили в юго-западную Азию. Бекквит задумал стартовать со старого аэродрома английских ВВС на острове Мазирах у побережья Омана, в 1 100 км к югу от Тегерана. Расстояние предполагалось преодолеть беспрепятственно из-за низкого качества иранской противовоздушной обороны и поразительного равнодушия соседних стран. Но для успеха операции требовалось необыкновенно удачное стечение обстоятельств. Ожидая нападения, иранцы поместили пленных в двух разных зданиях 4-х миллионного города, в котором появление американских коммандос не могло остаться незамеченным. Освобожденных заложников собирались отвезти сначала на стадион, потом на старый аэродром под Тегераном и, наконец, оттуда направиться к Индийскому океану. Замысел американцев, пожалуй, был самой сложной операцией сил спецназначения за всю их историю. Операция (кодовое название "Когти орла/Eagle Claw") планировалась как совместное предприятие соединений спецназначения армии, флота и авиации. В операции участвовали 80 бойцов "Дельты" (2 эскадрона по 40 человек в каждом) и 13 "зеленых беретов" из 10-й группы спецвойск в Бад-Тельце (ФРГ). Все они были одеты в джинсы, заправленные в армейские ботинки, спортивные кепи с длинными козырьками и просторные куртки защитного цвета. На обоих рукавах курток имелись нашивки с изображением государственного флага США, заклеенные пластырями. Пластыри надо было сорвать в момент начала штурма, чтобы отличать своих от чужих. Первые 2 эскадрона ("красный" и "голубой") должны были освободить заложников, содержащихся в усиленно охранявшемся здании американского посольства. "Белый" эскадрон (13 "беретов") имел своей целью здание Министерства иностранных дел Ирана, где находились еще 3 американца. На всю операцию отводилось 36 часов, причем штурм зданий в Тегеране и освобождение заложников укладывались по плану в 45 минут. С учетом того, что Форт-Брэгг круглосуточно находился под наблюдением советских спутников-шпионов, для тренировок в процессе подготовки к рейду на Тегеран "Дельта" использовала лагерь под кодовым обозначением "Дымный", размещенный совсем в другой месте. Во время штурма посольства смерть могла поджидать парней Бекквита в любом из 100 его помещений. Поэтому особое внимание было уделено отработке методов проникновения внутрь особняка через инженерные сооружения, применению бесшумного оружия, скорости и слаженности действия нападающих. План каждого этажа, до подвала и чердака включительно, изучался на макете размером 360 х 240 см, с которого снимались крыша и этаж за этажом. ПЛАН. План сводился к следующему: в первую ночь три МС-130 должны были доставить в Иран бойцов "Дельты". За ними три ЕС-130 совершают посадку и дозаправляют вертолеты RH-53D, прилетевшие с "Hимитца", которые к тому времени перекрасили и убрали все отличительные знаки. Hа эти вертолеты возлагалась очень важная часть работы, но при выборе "вертушек" американцы просчитались самым жестоким образом. Решение использовать специальные флотские вертолеты-тральщики RH-53D, приспособленные для обнаружения и уничтожения морских мин, было продиктовано тем, что они имели большую грузоподъемность. К тому же выпуск с авианосца этих вертолетов мог и не привлечь внимания, так как машины сходного типа находились на вооружении ВМФ Ирана. Сразу после дозаправки в намеченном районе вертолеты должны были принять на борт спецназ и доставить его на окраины Тегерана, где их встречают тайные агенты и сопровождают в безопасное укрытие до следующей ночи. Восполнив израсходованное горючее, вертолеты с бойцами должны были немедленно отправиться в Тегеран. Незадолго до начала самого штурма американская агентура в столице Ирана должна была спровоцировать вооруженные беспорядки, целое восстание сторонников бывшего шаха, общим числом несколько сотен человек. Под этот шум американцы надеялись осуществить свою акцию без особых затруднений. Вполне возможно, что так бы оно и было, тем более, что беспорядки в указанное время действительно начались: в разных районах города Тегерана была слышна стрельба, вспыхнули пожары, нарушилась телефонная и телеграфная связь... Но (!) подвела техника. Сначала из-за песчаной бури до места назначения не долетели 2 вертолета, совершившие вынужденную посадку в ином районе. КАТАСТРОФА. Один из вертолетов, совершавший "подскок" для смены позиции, врезался в стоявший ЕС-130. Обе машины вспыхнули, осветив темную персидскую ночь. В этом пламени погибли восемь членов экипажей. Обломки повредили четыре других вертолета, их экипажи бросили свои винтокрылые машины и поднялись на борт самолетов. Среди американцев имелись тяжелораненые, им требовалось срочная помощь. С учетом того, что во время штурма сразу двух объектов во враждебном огромном городе можно потерять еще два-три вертолета, операция становилась нереальной. Ведь при таком раскладе надо было эвакуировать всего лишь на двух, в лучшем случае на трех летательных аппаратах более чем 170 человек. Вертолеты данного типа сделать этого не могли. Полковник Бекквит подал сигнал "отбой". Его люди погрузились в транспортные самолеты и улетели назад. В пыли продолжающейся бури, сумятице и неразберихе приказ уничтожить "оставленное имущество" так и не дошел до людей. Все это "добро" на следующий день стало добычей иранцев, включая секретные документы, захваченные бумаги позволили им арестовать находившихся в стране агентов. После провала операции "Орлиный коготь" последовали длительные переговоры. Пока они шли, началась ирано-иракская война. Иран отчаянно нуждался в деньгах. Соединенные Штаты согласились разморозить авуары, и это стало важнейшим моментом в решении судьбы заложников. Достигнуть соглашения удалось 19 января 1981 года, и 20 января, буквально через несколько минут после того как президент Картер сложил свои полномочия, освобожденные заложники покинули Тегеран. Американцы создали комиссию по расследованию причин провала операции. Главный вывод - просчет при подборе экипажей. Морпеховские пилоты не имели опыта длительного полета над сушей и дозаправок с С-130. Силы спецназначения понесли урон с точки зрения своего престижа. Еще хуже была гибель людей, не успевших встретиться с врагом, в результате беспечности, неорганизованности и плохого планирования. Выбранная американской разведкой местность оказалась многолюдной, как Бродвей. Уже через несколько минут после своего приземления группа "Дельта" была вынуждена задержать проезжавший вблизи автобус и "взять в плен" 43 пассажиров. Через минуту на дороге появилась автоцистерна, водитель которой не реагировал на сигналы и пытался бежать. Противотанковый снаряд превратил машину в столб огня, хорошо видимый на расстоянии до 70 км. В такой ситуации трудно было рассчитывать на необходимый в подобных случаях фактор внезапности. Когда на следующий день на место ночных взрывов прибыл иранский патруль, он нашел брошенные вертолеты и сожженные остатки самолета и вертолета. Их снимки облетели весь мир. Президент Картер стал жертвой возмущенного общественного мнения, а затем и избирателей. Для полковника Бекквита, который был виновен меньше всех, это также был конец карьеры - его отправили на досрочную пенсию. Иранцы рассеяли заложников по всей стране, чтобы предотвратить какие-либо новые попытки освобождения. И напоследок - немного хроникальных фоток той операции.
Прикрепленные изображения
-------------------- Будешь больше книг читать, будешь меньше водки жрать.
|
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 20.12.2011, 6:15 |